Добрый день, дорогие друзья!
С вами психолог и гештальт-терапевт Евгений Седов.
«Будь самим собой!» — эта фраза давно набила оскомину, но, конечно, не стала менее важно понять своё истинное «Я» и раскрыть все его прекрасные грани.
Разве сложно это сделать?
Кто-то поражает нас гармонией с самим собой, а для другого это, ох, как не просто бывает.
Как же стать собой и чем поможет самоизоляция в этом деле, рассмотрим детально.
Сегодня люди попали в непривычную ситуацию. В режиме самоизоляции они заперты в четырёх стенах и потеряли возможность вести привычный образ жизни. При этом большинство прибывают в тревогах о своём будущем. Они теряют опору в жизни и ощущают непривычное и холодное одиночество, чувствуют покинутость и оставленность. Конечно, те меры, что принимаются властями, возможность общаться дистанционно и запасы еды смягчают ощущение одиночества и ненужности. Но с каждым днём всё больше и больше людей начинают буквально выть от этого неприятного чувства забытости, оставленности, заброшенности, как будто бы их внезапно выкинули на обочину собственной жизни. Для многих это невыносимо и даже вызывает истерики, припадки паники, психические сбои, что негативным образом сказывается на их жизни, гармонии в семье и отношениях с властью. Особо печально наблюдать, когда, запертые в четырёх стенах с близкими, люди вдруг сталкиваются с тем, что совершенно не знают друг друга, поражаются недостатками и понимают, что жить с такими чужими и страшными монстрами под одной крышей больше невыносимо. Они вдруг оказываются в ситуации, когда ничего не мешает посмотреть глаза в глаза тем, с кем они связали свою судьбу, и часто это заканчивается совсем не радужно. Так браки разрушаются. Но встреча с самим собой не может окончится простым разводом, а в режиме самоизоляции эта встреча надвигается со страшной силой несущегося на всех парах поезда.
Ситуация выброшенности из привычного, довольно механистического функционирования для большинства стала источником тех психологических проблем и психических сбоев, которые наблюдаются повсеместно. А вот в экзистенциональной психотерапии это состояние покинутости, наоборот, считается фундаментом нашего присутствия в мире, ибо мы все так или иначе рождаемся в одиночестве и уходим в мир иной в одиночестве, мы живём по сути сами с собой, а потом уже с другими. Мы заброшены в этот мир без инструкций и карт, поэтому стремимся объяснения найти во внешнем мире, включаясь по мере взросления в механизм существующего общества, подражая окружающим, впитывая правила и взгляды, становясь винтиками системы. При этом мы мало интересуемся, почему всё так устроено и чем обосновано. Это позволяет нам убежать от себя, отвлечь своё внимание от своего истинного «Я» и забыть о подлинной свободе. Эта изначальная свобода является на самом деле для нас ужасающим бременем, ибо нам тут уже не предлагают выбрать из двух, трёх, пяти вариантов, как в магазине и на телеэкране, а дают возможность полностью создать свою жизнь от истоков до вершин. Но человек — это и есть та самая подлинная свобода, то базовое одиночество и чувство заброшенности, покинутости, оставленности, с помощью чего мы и можем построить свою счастливую жизнь, не заключённую ни в какие рамки. Человек — это тот, кто заброшен в этот мир, кто лишён инструкций и поддержки, внутри которого живёт огромная бездна, не наполненная ничем. От этой бездны-то мы и бежим, когда живём привычной жизнью вне самоизоляции, когда ходим в кафе и на работу, когда строим планы на будущее и посещаем развлекательные мероприятия.
Столкнувшись с тем, что мы никому не нужны, оставлены в четырёх стенах самоизоляции, заброшены на периферию собственной жизни, мы вдруг понимаем, что оказались ближе к самим себе, чем когда бы то ни было. Нас больше не отвлекают от этой важной встречи с собой развлечения, дорожные пробки, шумные торговые центры. И вдруг приходит осознавание того, что мы стали субъектами в своей жизни, а не объектами воздействия, получили в руки фундаментальную свободу, сокрытую от нас прежде обманной свободой того манипуляционного приёма, где предлагают нам, по сути, сделать выбор без выбора. И от этого приближения к самим себе возникают ужасные психические сбои, истерики, вымещаемая на окружающих злость. И тут начинается настоящая агония — мы ставим в сотый раз одну и ту же мелодию, просматриваем все подряд видеоролики в соцсетях, до тошноты занимаемся спортом... Это всё — ни что иное, как последняя попытка убежать уже от обнажённого и невероятно близкого своего глубинного «Я». Мы стремимся втиснуть в узкое пространство квартиры, где пережидаем самоизоляцию, всю мишуру привычной жизни, чтобы оттянуть встречу с собой настоящим, чтобы перекрыть доступ к подлинной свободе, чтобы не ощущать то базовое одиночество, что определяет наше существование в мире. Страх, тревога и даже ярость всё настойчивее перекрывают сокращающееся в режиме самоизоляции расстояние между нашим внешним и внутренним «Я», между тем, кем мы себя считаем, и тем, кем мы есть на самом деле. А наше истинное «Я» живёт, как отшельник, на той самой обочине привычной нам жизни, как узник, в подвале нашего нормального мира с развлечениями, беготнёй за скидками, устройством своего места в социуме. Оно страдает и ждёт, когда же мы обратим на него внимание. И с каждым днём самоизоляции его голос звучит всё громче и настойчивее, не взирая на все наши попытки убежать от встречи с ним, перегородить путь к нему мусором, тем, что с каждым днём теряет в цене и становится менее важным, чем оно, наше глубинное «Я».
Почему же мы бегаем от самих себя, почему не обращаем внимание на свою истинную сущность, почему не двигаемся вглубь себя?
С точки зрения экзистенциональной психотерапии базой нашей жизни является то самое изначальное одиночество, чувство заброшенности, ненужности, неопределённости и, в конце концов, страх смерти. Поэтому наше подлинное «Я» живёт в режиме самоизоляции не тогда, когда мы сидим дома, а когда мы живём нормальной повседневной жизнью, забывая о нём за пеленой забот на работе, шуток на встречах с друзьями, самопрезентации, чтоб быть не хуже всех. Расправляет же плечи наше глубинное «Я» именно тогда, когда мы заперты в четырёх стенах и у нас остаётся всё меньше шансов отвертеться от встречи с ним. Поэтому для нашего психического здоровья эта встреча безмерно необходима, а вот наш привычный образ существования порождает серьёзный невроз и опасен для жизни.
Наше общество живёт по законам отчуждения. Мы привыкли не обращать внимание на свою истинную сущность, довольствуясь и лелея лишь наш внешний образ. Мы, не задумываясь, живём по правилам холодного механизма, по правилам грязи, лжи, несправедливости, забывая о нашем подлинном «Я», которое на самом деле есть источник света, талантов и несгибаемой силы. . Зачем же мы стремимся вернуться в эту чудовищную бойню общества потребления и обмана, где жестоко и беспринципно перемалывают наше глубинное «Я»?
Когда же мы находимся в самоизоляции, мы начинаем жить по-настоящему, становимся самими собой, сближаемся с нашей истинной сущностью и впервые ощущаем, что с нами и в нашей жизни что-то не так, что в наших отношениях и в целом в обществе что-то не так, что всё построено на ложных основаниях, на ложных ценностях, на ложных желаниях, которые к тому же чаще всего оказываются навязанными извне. Поэтому ситуацию самоизоляции мы должны использовать для путешествия вглубь своего внутреннего мира, для встречи с собой настоящим, для определения истинных ценностей жизни. И только там внутри мы сможем нащупать точку настоящей опоры, не той, что предлагают нам модные эксперты, кредитные компании и индустрия развлечений, а той, что связана с жизнью и конечностью бытия, что открывает рискованный путь к взлётам и падениям реальной жизни, что даёт подлинную свободу и истинные ценности. Только так мы сможем честно и открыто поговорить со своей душой, с совестью, с Богом.
Встретьтесь, подружитесь и будьте самим собой!
Ваш любимый психолог Евгений Седов
www.easedov.ru