Смысл жизни - альтернатива смерти (05) Самоубийство России


Потеря смысла жизни, потеря жизненных целей является одной из основных причин самоубийства. Об этом писали многие учёные, так, к примеру, великий русский физиолог И.П.Павлов отмечал, что самоубийцы в предсмертных записках часто пишут о том, что их жизнь бесцельна.

А есть ли у нас смысл жизни, граждане великой России, если ли у нас жизненные цели? “Уплатить бы комуналку”, “погасить бы кредит”, “накопить бы на новый iPhone”, - грандиозно! И множество ещё не менее “грандиозных” целей присутствует в нашей жизни, большая часть которых насажена рекламой, а другая - вынужденные для сиюминутного выживания. Это словно самоубийце приходиться одеваться и ходить по нужде. Такие цели не могут вдохнуть в человека жизнь, стать смыслом его существования, оградить от нарастающей душевной боли, тревог за будущее и самоубийства. Нам просто необходимы великие цели как в жизни каждого гражданина России, так и в жизни нашего государства в целом. Я полагаю, что главными целями для нашего народа должны быть развитие и воспитание каждого гражданина страны, всеобщее распространение и внедрение наших национальных ценностей, создание мощного института семьи и детства, объединение русских земель и выстраивание могучего суверенного государства.

Отчаявшиеся люди на вопрос о том, чем вызвано желание покончить с собой, обычно дают следующие ответы: “Жизнь не имеет смысла. Мне нечего ждать от жизни”, “Я не могу больше жить. Я никогда не буду счастлив”, “Это единственная возможность положить конец страданиям”, ”Я стал обузой для семьи. Им будет лучше без меня”. Эти ответы связаны с чувством безысходности и невозможностью увидеть альтернативы решения сложившейся ситуации.

Отчаявшиеся люди имеют своеобразное туннельное сознание, которое возникает под воздействием непереносимой психической боли и чувства безысходности. Сознание таких людей формируется по принципу “либо-либо”: “Либо ситуация разрешиться и жизнь наладиться, либо не разрешиться и жизнь полностью разрушиться”. И чем больший накал психической боли испытывает суицидент, тем радикальнее хочет избавиться от этой боли, вплоть до самоубийства. Поле зрение таких людей сужается до одной проблемы, на решение которой они возлагают порою излишне большие надежды. При этом других альтернатив решения проблемы отчаявшиеся люди попросту не видят, как будто на их глаза надеты шоры, и они не могут оглянуться вокруг. Поэтому разум суицидента не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы.

Поиск альтернатив самоубийству должен проводиться совместно с суицидентом. И в первую очередь необходимо выработать конкретный план действий, особенно отметив чем человек будет заниматься в ближайшие часы и дни, с кем и где проведет это время. Если же человек утрачивает способность оценивать степень любви и заботы окружающих, а также свою ценность, то следует не только выяснить доступность внешних ресурсов, но и понимание человека, что они существуют и ими можно воспользоваться.

Ещё одной особенностью суицидента является предубеждение, что смерть - приемлемый и даже желанный способ избавления от трудностей: "Если бы я умер, я бы не мучился сейчас этими проблемами". Это связано с тем, что отчаявшийся человек чрезвычайно тяжело переносит неопределенные ситуации и при невозможности решить их сходу рисует в своём сознании цепь будущих неурядиц и поражений, подкрепляя это идеей: "Единственный выход - смерть". Разрастаясь, эта идея захватывает все мысли суицидента. И возникшее под её влиянием желание смерти становиться для него подобно наркотику, единственно возможной и желанной формой "избавления". В это же время обычный среднестатистический человек способен перенести неопределенность в решении той или иной проблемы и пробует для её решения разные способы.

При оценке своих возможностей отчаявшиеся люди, как правило завышают ценность потребности и занижают свои способности. Вообще в психологии существует такое понятие как когнитивная триада - это преувеличенно негативное восприятие себя, мира и своего будущего. Кстати, если мы внимательно посмотрим на политику СМИ, то мы явно увидим, как они формируют в психологии народа ту самую когнитивную триаду: негативное восприятие себя и как персоны, и как представителя народа, негативное восприятие мира, погрязшего в войнах и глобальных катаклизмах, и нашей страны, в частности, и негативное восприятие своего будущего с глобальным потеплением, отравленной природой и всеобщей чипизацией. Таким образом, СМИ прививают нам психологию самоубийцы.

Одной из ярких иллюстраций этого может послужить самоубийство молодой красивой женщины, которая выбросилась с грудной дочкой из окна 16 этажа в Нижнем Новгороде. В предсмертной записке Марина написала: «Я так не могу жить... Все плохо. Пища отравлена, ребенок тоже не может жить в такой отравленной атмосфере». Здесь женщина чётко отразила все пункты когнитивной триады: негативное восприятие себя, мира и своего будущего. Её знакомые рассказывали, что на ее состояние повлияла та самая “чернуха”, которая льётся с экранов телевизоров, из Интернета и со страниц газет.

Чувство безысходности и отчаяние необходимо выявить ещё в начале беседы и в дальнейшем постараться подвести отчаявшегося человека к осознанию того, как эти чувства связаны с ошибками мышления и восприятия. Мышление и восприятие суицидентов скованы рамками предвзятых умозаключений. Им не приходит в голову подвергнуть сомнению свои предубеждения. Задача терапевта, как и активиста НОД, заключается в том, чтобы пробудить у человека интерес к исследованию и анализу негативных предубеждений. Необходимо указывать человеку на факты, противоречащие его умозаключениям, и, создавая тем самым “когнитивный диссонанс”, побуждать пересмотреть свою позицию.

Ещё одной иллюстрацией дезадаптивного поведения может служить следующая весьма прозаическая история. Девушка, доведенная до отчаяния тем, что её возлюбленный не звонит уже несколько дней, начинает размышлять о самоубийстве. Вопрос терапевта: “Что Вы могли бы сделать вместо того, чтобы сидеть у телефона и ждать звонка”, - сыграл роль "когнитивного ключика". И девушка ответила: "Я могла бы позвонить ему сама". Осознание того, что она сама может принимать решения в своей жизни,  а не просто ждать, позволило клиентке понять, что она не так уж беспомощна, как ей это казалось. Постепенно девушка обрела чувство независимости и самостоятельности и перестала думать о самоубийстве.

Таким образом, Национально-освободительное движение должно показать народу: а) что текущая жизненная ситуация допускает другие, не столь мрачные истолкования и б) что у отчаявшегося есть возможность решить свои проблемы иным способом, нежели самоубийство. При этом очень важно опираться на личный опыт суицидента, на то, что ему уже помогало в жизни преодолеть кризисные ситуации и отчаяние. Для предотвращения самоубийства нашей Родины необходимо усиливать осознавание себя как великого народа, осознавание своих ценностей и целей и восстанавливать свой исторический и современный опыт освободительной борьбы.

Берегите себя и своих близких!
Искренне Ваш Евгений Седов
www.easedov.ru